Согласно результатам исследования «Индекс восприятия коррупции», которое проводит международная антикоррупционная организация Transparency International, Украина уже долгое время не поднимается выше 100-го места среди 180 стран мира
Конечно, такого рода рейтинги полезны, чтобы понимать, как на нас смотрит окружающий мир. Полезны и советы стран-партнеров о том, как нам улучшить ход антикоррупционного реформирования. Но важнее всего то, как мы видим себя в зеркале сами. Ведь задекларированные нами антикоррупционные реформы нужны не Брюсселю и Вашингтону, они нужны Киеву. Именно в понимании этого принципиального момента мы должны быть адекватны. Чем быстрее мы изменим образ Украины, ослабленной под давлением коррупции, тем быстрее Украина вольется в цивилизованный мир, тем быстрее станет значимым игроком на геополитической карте европейского континента. Это исключительно внутриукраинская задача.
В профильной экспертной среде утверждают, что сегодня нужен «свежий» Национальный доклад о реализации основ антикоррупционной политики. Его необходимо сформулировать на уровне государства, чтобы прозвучала официальная оценка государственной антикоррупционной работы. Ведь очевидно, что даже самый основательный экспертный анализ никогда не заменит системную государственную политику. Фактор системности должен экстраполироваться, в том числе, на политику публичную. Именно публичность дает возможность принять во внимание мнения всех сторон, задействованных в реформировании – аналитиков, общественность, чиновников. Только в результате комплексного подхода и совместной работы должен вырабатываться и единый стратегический план развития общественных национальных интересов в сфере борьбы с коррупцией, и тактические шаги по улучшению ситуации.
Сегодня есть огромное общественное доверие к фигуре президента Зеленского, к его личной нетерпимости к коррупции. Однако к созданию комплексной системы предотвращения коррупции Украина еще только стремиться. Есть целый ряд факторов торможения: несогласованность действий власти; качество законов и стратегических документов; отсутствие анализа ситуации и фундаментальных исследований; живучесть практики популизма.
Антикоррупционная стратегия и Государственная программа по ее реализации слабо соотносятся с Программой деятельности правительства, эти документы существуют как бы параллельно. Из числа тех антикоррупционных мер, которые были запланированы прошлыми правительствами, не была выполнена почти половина. К примеру, это касается качества работы таких органов как НАПК, Управление по розыску активов, ГБР. Из пула важнейших антикоррупционных обязательств, прописанных прошлой властью в коалиционном соглашении, качественно и в срок парламент реализовал, пожалуй, одно – проголосовал закон об обеспечении прозрачности финансирования избирательных кампаний и политических партий.
Провозглашенная в Украине антикоррупционная политика еще не имеет отточенных механизмов претворения в жизнь. Украина до сих пор не имеет сильной институциональной системы противодействия коррупции. Прокуратура ослаблена в результате противоречивых реформ, непродуманной аттестации кадрового состава, и разрушения концепции досудебного расследования. Бюро экономической безопасности только создано, и, скорее всего, его деятельность активизируется к концу года. Реформирование национальной полиции еще далеко финальной стадии. Деятельность НАБУ пока трудно назвать качественной и эффективной, а работа ГБР еще не набрала должных оборотов.
Помимо институционального «хаоса», есть и другие причины отсутствия в Украине надлежащей системы наказаний за коррупционные преступления. У нас слишком большое количество должностных лиц пользуется легальной и фактической неприкосновенностью, а их «кресла» связаны с высоким уровнем коррупционных рисков.
Серьезным пробелом является недостаточный уровень государственной просветительской информационной кампании по формированию в обществе нулевой толерантности к коррупции.
Большинство антикоррупционных реформ, запущенных в Украине, не достигли видимых результатов из-за невозможности судебной системы работать независимо, не подвергаясь давлению со стороны третьих лиц. Политически мотивированные силы продолжают влиять на суды в Украине, и особенно на судебные приговоры по делам, связанным с коррупцией. В результате мы имеем низкое доверие к судебной системе, а коррупционеры остаются безнаказанными.
Это далеко не полный «аудит» реализации государственной антикоррупционной политики, которую, в силу целого комплекса факторов, можно назвать недостаточно эффективной. Нужна ли Украине новая антикоррупционная стратегия, опирающаяся на качественные аналитические исследования? Однозначно нужна. Кроме личной воли президента Зеленского, Украине нужна политическая воля всей провластной команды, потому что именно ее недостаток является главным сдерживающим фактором антикоррупционного прогресса.
Заместитель Главы Комитета по борьбе с коррупцией
Игорь Белодуб